Обучение

Секреты научения через наблюдения и почему социальный процесс состоит из обучения

Социальное (викарное) научение — популярная теория в психологии, привязывающая поведенческий фактор к постоянному влиянию средовых и когнитивных функций. Создателем учения стал Альберт Бандура. Талантливый канадский ученый предложил новый взгляд на особенности человеческого поведения и процесс обучения личности.
XX век в западноевропейских странах прошел под знаком «психологии», в это время зародилось большое количество школ, было разработано множество концепций. Эффективная теория социального научения Альберта пользуется большой популярностью на Западе. В России же только немногие знают и разбираются в ней.
Теория Альберта Бандуры успешно потеснила распространенный психоанализ и модный бихевиоризм (учение, по которому поведение человека рассматривается как некий ответ на действие основных внешних раздражающих факторов).

Главная суть теории викарного научения

Вспомните, как вы в детстве учили уроки. Тишина, тихо горит настольная лампа, никто и ничто не отвлекает. Но это лишь одна из возможностей, есть и другой способ получения навыков и знаний. Это тесное взаимодействие с людьми, обладающими профессиональными знаниями и опытом, навыками действия. На этом и формируется современная теория социального научения.
Обучение является социальным процессом, об этом говорил еще наш соотечественник, известный психолог Лев Выготский.
Психолог определял сущность обучения в возможности активного сотрудничества и взаимодействия. Только при присутствии наставника личность получает необходимые знания и навыки. В качестве поведенческих моделей выступают не только наставники, но и друзья, родители, даже книжные персонажи, герои фильмов. Через наблюдение у человека и формируется представление о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Данный процесс называется «моделированием».
Такого же мнения придерживался и известный ученый, мастер психологии Альберт Бандура. Теорию, который он предложил, назвали «социальным научением». Главная идея автора хорошо знакома всем родителям: дети учатся не просто на своем собственном опыте, но и наблюдая за поступками и реакциями окружающих, о чем и говорит теория социального научения.
«Обучение было бы невозможно трудным, рискованным и длительным процессом, если бы личность получала информацию только из собственного наработанного опыта, — писал психолог — но, к счастью, поведение человека базируется и посредством моделирования».

Знакомство с Альбертом Бандура

Легендарный психолог появился на свет в 1925 году в Канаде. В период получения образования в университете молодой человек случайно попал на курс по психологии, которая и стала основным направлением его деятельности. После окончания обучения в 1949 Альберт получил дополнительное и уже осознанное для себя образование психолога и успешно поступил в докторантуру клинической психологии.

После окончания докторантуры Бандура некоторое время преподает в университете Стэнфорда, а вскоре получает назначение на должность президента Американской ассоциации психологов. В 1980 талантливому ученому вручается высшая награда за вклад в становление и формирование науки социального научения.

За свою карьеру психолог стал автором множества практических книг по основам психологи, среди которых наибольшую известность получили следующие:
  • «Принципы модификации поведения» (1966 г.)
  • «Теория социального обучения» (1971 г.).

Ученый посвятил жизнь изучению психологических аспектов обучения и отдавал главенствующую роль в этом когнитивному аспекту, основанную на главном правиле: человеческое поведение базируется на тесном соотношении между определенной личностью (толкование) и средой, которая его окружает (наказание за проступок и ожидаемая реакция).
На этом и была разработана легендарная теория социального когнитивизма (или «концепция научения через факторы моделирования»). Опираясь на основы бихевиоральной психологической поведенческой модели, Бандура преобразовал ее, модифицировав под современные стандарты и доказал, что поведение личности — не результат некоего стимула, а собственная выработанная индивидуумом оценка данного стимула.

Классическая формула S — R была преобразована Альбертом в другую модель, получившей название «триадической взаимности» или «социального научения»:

Поведение состоит из личностных факторов:

  • установки
  • самовосприятие
  • осознание
  • ожидание и пр
  • факторы социального окружения
Бандура не только разработал социальную теорию, но и успешно доказал ее на практике, работая как со взрослыми, так и с малышами. Конечно, у детей подобный механизм формируется немного по-другому, более непосредственно и непредсказуемо. Например, детям показывали по телевизору сцены, где взрослые ломали игрушки, а затем переводили малышей в комнаты, где находились точно такие же игры.
Малыши ломали их, копируя увиденные кадры, причем, если ребенок видел, что действия взрослого по ТВ поощрялись конфетой, он воспроизводил их с еще большей усидчивостью, а если взрослая модель получала наказание, то дети воспроизводили его поступки уже неохотно.
Подобные эксперименты дали толчок к обсуждению в обществе эффекта демонстрации и вреда демонстрации малышам агрессии, что отозвалось в создании законодательных актов о запрете показа по телевизору сцен насилия в дневное (детское) время.

От теории к практическим действиям

Чтобы опытным путем обосновать и доказать собственную теорию, психолог успешно провел оригинальный социальный эксперимент, используя куклу «Бобо». Психолог на практике применил разработанную теорию научения через обучение на примере агрессивной среды. Главной исследовательской целью было определение, как именно влияют на ребенка кадры насилия (в будущем эти данные были использованы для изучения воздействия на людей агрессивных новостей и кадров по ТВ).

Особенности проведения эксперимента

Для опыта использовали куколку Бобо, которая по своей конструкции имела сходство с нашей неваляшкой, автоматически принимающей исходное положение после опрокидывания или толчка.
Для проведения опыта участники были разделены на следующие группы:
  1. ЭГ 1. Включала 24 разнополых ребенка. Была поделена на 2 подгруппы по 12 человек:
  2. ЭГ 1А — участники смотрели на женщину, которая обижала и била куколку.
  3. ЭГ 1Б — агрессивные действия к Бобо осуществлял мужчина.
  4. ЭГ 2. Дети, входящие в эту группу, наблюдали за неагрессивными и доброжелательными действиями в отношении куколки.
  5. ГК (контрольная группа). Детям из этой группы экспериментаторы просто показывали Бобо без каких-либо действий по отношению к ней.

Полученные выводы

После окончания эксперимента Альберт Бандура подвел итоги и сделал ряд любопытных выводов:

  • дети из первой группы ЭГ 1 (наблюдение за агрессией) показывали по отношению к Бобо такие же агрессивные действия;
  • мальчишки оказались более склонны к агрессивному проявлению в сравнении с девочками;
  • между девочками и мальчиками ссор и агрессивных действий не отмечалось;
  • девчачий пол в большей степени копировал женскую социальную модель поведения, а мальчишеский дублировал мужскую.

Но для дублирующих поведенческих реакций одного наблюдения недостаточно. Чтобы поведенческая модель была принята и «продублирована», от нее требуется также и привлекательность.

Поведенческая модель должна заинтересовывать и быть визуально привлекательной, чтобы наблюдающие за ней перенимали ее действия.

Огромную роль в этом играет и сложившиеся традиции общества, культура. Далеко не каждый человек становится объектом подражания ребенка. Да, если малыш длительное время наблюдает за взрослым, проявляющим насильственные действия, он отложит в «копилку своих навыков» агрессивные манеры. Но такое наблюдение не станет полностью формировать социальное поведение ребенка в дальнейшем, так как:

  • человек, даже маленький, наделен сознанием, умением принимать решения и производить выбор;
  • при приобретении нового знания (умения) ребенок должен захотеть применить его на практике;
  • личность выбирает поведенческую линию в зависимости от сложившейся ситуации.

В проводимом эксперименте был использован новый для детей объект (кукла Бобо, которую они ранее никогда не видели). Поэтому в некотором роде свобода выбора личности была ограничена, так как взрослые демонстрировали малышам, как именно себя следовало вести. То есть, поведенческая модель ребенка разнится и зависит от предоставленных возможностей выбора.

Но для дублирующих поведенческих реакций одного наблюдения недостаточно. Чтобы поведенческая модель была принята и «продублирована», от нее требуется также и привлекательность.

Основы теории викарного научения: процессы

Альберт Бандура в своей теории социального викарного научения выделяет четыре разноплановых процесса.

Процесс 1: внимание

Требуется, чтобы все внимание наблюдающего за проходящем процессом было ограничено поведенческой моделью. А любой сторонний отвлекающий фактор станет мешать заданию.

Процесс 2: сохранение

Огромная роль в поведенческой социальной модели отводится памяти. Личность должна не только увидеть, заметить новый вариант поведения, но и запомнить его, чтобы воспроизвести при необходимости в дальнейшем.

Процесс 3: воспроизведение

Чтобы реализовать принятую новую социальную модель поведения, личность должна быть способной это сделать. Ведь даже когда ребенок длительное время наблюдает, как бьет по мячу футболист или отправляет противнику мячик теннисист, он не сможет сразу в точности воспроизвести данное действие. Для этого потребуются определенные навыки физические и моторные.
Для корректного полноценного воспроизведения модели поведения необходима тренировка и многократные повторения.
Потребуются и когнитивные способности, которые помогают приводить в упорядоченное действие все приобретенные навыки. То есть, ребенок в своем развитии обязан достичь определенного когнитивного развития.

Процесс 4: мотивация

Для повторения модели поведения требуется не только умение наблюдать, запоминать и воспроизводить. Необходимо желание человека это сделать, а для этого потребуется наличие мотивов.

В роли мотивационных факторов могут выступать самые разные моменты:
  1. Полученное и запомненное подкрепление/наказание. Например, когда за некий поступок или проступок следует дальнейшее поощрение (подкрепление) или наказание. В будущем человек будет повторять именно ту поведенческую реакцию, после которой последовало поощрение (подкрепление).
  2. Ожидание того момента, который личность желает получить (достичь). При этом человек также руководствуется и знанием о последствиях некоего поступка.
  3. Викарное поощрение/наказание. То есть, те социальные навыки, которые человек получает при наблюдении за определенной моделью-личностью.

Методика когнитивизма на практике

Теория социального научения, разработанная канадским психологом, получила широкий отклик. Она пригодилась детским психологам, воспитателям и учителям, которые активно стали применять ее на практике в процессах обучения и образования.

Наблюдательное обучение

Любой ребенок, независимо от пола, национальности, расы копирует поведение взрослых и запоминает его. Дети обучаются, используя как эталон поведенческую манеру определенных личностей.
«К счастью, поведенческие реакции личности главным образом выстроены на моделировании ситуации через призму наблюдений» А. Бандура.
Это способствует устранению из жизни ребенка множества ошибок, ведь он может наблюдать за поведением взрослых, сопоставляя это с текущей ситуацией. Но не следует забывать, что дети запоминают и учитывают в будущем не все поведенческие модели.
Большую роль в их запоминании играют:
  • сложность ситуации;
  • уровень когнитивного навыка;
  • авторитет и значимость взрослого;
  • функциональная ценность поведенческой модели.
Дети с учетом развития их психологии больше копируют простейшие поведенческие модели, которые близки по уровню развития. Это вознаграждаемые варианты социального поведения, которые демонстрируются ими авторитетными взрослыми. Учитывая это, можно успешно применять полученный практический опыт и навыки на практике в образовательных учреждениях.
То есть воспитатель (преподаватель) должен приниматься подопечными как авторитарная фигура, регулярно обучающая моделям вербализации, символичности и поведения. Эффективность же обучения напрямую зависит от того умения, с которым учитель предоставляет (показывает) поведенческие модели. В этом случае ученики и получают возможность не только наблюдать, но и запоминать, тренируя свои наблюдательные навыки.

Прогнозированное обучение

Психолог отдельно выделяет такой момент, как прогнозирование, выводя его на важный уровень в образовательном процессе. Дети чрезвычайно быстро понимают последствия поступков и поведения в целом и хорошо умеют разграничивать такие умения в зависимости от текущей ситуации.
Например, почему ученики с одними преподавателями ведут себя спокойно и понимающе, а с другими постоянно конфликтуют? Почему ребенок игнорирует папу и маму вплоть до того момента, когда родители выходят из себя?
Ответы просты и находятся в прогнозах, которые и делают для себя дети:
  1. Когда я спокойно сижу на одном месте, от учителя не получаю замечаний (оценок).
  2. Если я без спроса начинаю вставать и творить то, что не положено на уроке, педагог делает замечание громким голосом.
  3. Мне лучше сразу сесть на место и быть тихим при первом же повышении голоса преподавателя.
Поэтому ребенок запоминает, что на занятиях одного педагога можно чувствовать себя более свободно, а у другого в такой же ситуации придется тихо сидеть строго на месте. Об этом и говорит теория социализации, когда преподаватель не просто обучает ребенка правилам и манерам поведения, но и формирует для них определенную поведенческую ответную модель.
Но следует учитывать и оборотную «сторону медали». Например, если лидер класса демонстрирует проблемное деструктивное поведение, большинство учеников будут дублировать (повторять) его, желая в подражании достичь всеобщего (такого же) внимания.
Такие знания очень полезны для современных педагогов, главное — использовать их на практике грамотно. По теории намного эффективнее поощрять детей за хорошие поступки, выводя их на уровень примера для общего подражания, нежели обращать внимание всех на ошибки и обсуждать коллективно неправильные действия.

Мотивационное обучение

В своей практике Бандура пришел к выводу, что последствия поведенческих реакций (наказание, поощрение) несут огромную роль в формировании модели поведения (ослабляют либо усиливают его). Именно на этом и основываются классические правила психологии обучения, теория которых была разработана Скиннером.
Беррес Фредерик Скиннер — американский психолог, один из наиболее влиятельных в прошлом веке, внесший большой вклад в становление бихевиоризма.
Согласно исследованиям психолога именно последствия формируют ожидания, которые и становятся главенствующими, способными ослаблять или усиливать поведенческую модель в будущем. Почему школьник желает привлечь к себе на занятиях внимание всего класса, хотя понимает, что это не одобряется и осуждается педагогом? Потому что у него когда-то это сделать получилось. Скиннер же отводил последствиям детерминантную роль, относя их к результатам многократных повторений.

Мыслительное обучение

Согласно теории Альберта Бандура за основу поведенческой модели берется мышление. Когда ребенок проходит обучение, для него важно умение выстраивания концептуально-символического представления, то есть, понимание личностного контекста, подоплеки поведения.
Если ребенок не осознает последствия своей поведенческой модели и не умеет задавать себе вопрос «почему», он не способен к грамотному обучению.
От современных педагогов требуется умение объяснять ученикам:
  1. Зачем они должны учиться.
  2. Чего они достигнут в процессе обучения.
  3. Каковы конечные цели образования.
  4. Как они смогут использовать полученные навыки в дальнейшей жизни.
В ином случае весь образовательный процесс кратко сводится к автоматическому зазубриванию. Дети не будут понимать, как оперировать полученными знаниями и навыками на практике.
Именно постоянное и только осознанное повторение приводит к тому, что для ребенка поведенческая грамотно сформированная модель станет естественной и поможет им лучше воспринимать новые знания, сосредотачиваясь на обучающем процессе.

Поделиться статьей:
Может быть интересно