Классическая формула S — R была преобразована Альбертом в другую модель, получившей название «триадической взаимности» или «социального научения»:
Поведение состоит из личностных факторов:
После окончания эксперимента Альберт Бандура подвел итоги и сделал ряд любопытных выводов:
Но для дублирующих поведенческих реакций одного наблюдения недостаточно. Чтобы поведенческая модель была принята и «продублирована», от нее требуется также и привлекательность.
Поведенческая модель должна заинтересовывать и быть визуально привлекательной, чтобы наблюдающие за ней перенимали ее действия.
Огромную роль в этом играет и сложившиеся традиции общества, культура. Далеко не каждый человек становится объектом подражания ребенка. Да, если малыш длительное время наблюдает за взрослым, проявляющим насильственные действия, он отложит в «копилку своих навыков» агрессивные манеры. Но такое наблюдение не станет полностью формировать социальное поведение ребенка в дальнейшем, так как:
В проводимом эксперименте был использован новый для детей объект (кукла Бобо, которую они ранее никогда не видели). Поэтому в некотором роде свобода выбора личности была ограничена, так как взрослые демонстрировали малышам, как именно себя следовало вести. То есть, поведенческая модель ребенка разнится и зависит от предоставленных возможностей выбора.
Процесс 1: внимание
Требуется, чтобы все внимание наблюдающего за проходящем процессом было ограничено поведенческой моделью. А любой сторонний отвлекающий фактор станет мешать заданию.Процесс 2: сохранение
Огромная роль в поведенческой социальной модели отводится памяти. Личность должна не только увидеть, заметить новый вариант поведения, но и запомнить его, чтобы воспроизвести при необходимости в дальнейшем.Процесс 3: воспроизведение
Чтобы реализовать принятую новую социальную модель поведения, личность должна быть способной это сделать. Ведь даже когда ребенок длительное время наблюдает, как бьет по мячу футболист или отправляет противнику мячик теннисист, он не сможет сразу в точности воспроизвести данное действие. Для этого потребуются определенные навыки физические и моторные.Процесс 4: мотивация
Для повторения модели поведения требуется не только умение наблюдать, запоминать и воспроизводить. Необходимо желание человека это сделать, а для этого потребуется наличие мотивов.