Что такое брендбук?

Брендбук — каталог элементов, куда входит концепция разработанного фирменного стиля. В нем указывается и досконально расписывается, как использовать цветовые сочетания, паттерны, логотипы, корпоративные изображения и шрифты. Многие называют брендбук «гайдлайном». В этой статье мы расскажем подробное, что такое брендбук, как составлять и что учитывать при разработке.
Гайдлайн помогает поддерживать раскрученный эмоциональный и визуальный образ созданного бренда, обеспечивая его стабильность на протяжении долгого времени.

Особенности брендбука

В классическом гайдлайне подробно прописываются глобальные ценности бренда, его тезисы, идеи, задачи и целевая аудитория. Брендбук можно назвать «Библией» современных организаций.
Документ отведен под подробное описание нюансов фирменного стиля, туда входит:
  • история компании, позиционирование;
  • философия бренда;
  • его слоган;
  • название и допустимые вариации;
  • инструкция по коммуникациям (внутренним и внешним);
  • tone-of-voice (разработанная этика и требования общения с клиентами в соцсетях, на презентациях, торговых точках, онлайн-рассылка и пр.);
  • коллекция используемых и принятых элементов (структур) корпоративного стиля, требования по применению.
Гайдлайн — многостраничный документ. Для некоторых компаний в его состав входит до нескольких сотен страниц.
Вот, например, как выглядит брендбук для МАГУ (Мурманский Арктический Государственный Университет):

Для чего необходим брендбук?

Главная цель — поддерживать узнаваемый стиль компании, имидж бренда. Гайдлайн помогает тщательно систематизировать данные, стилевые элементы — визуальные, эмоциональные, идеологические и технические.
Брендбук важен для маркетологов, дизайнеров, представителей HR-департамента и PR-службы.
Гайдлайном пользуются при работе над проектом и подрядчики (рекламные студии, агентства копирайтинга, внештатные фрилансеры). Рассуждая, какие цели преследует брендбук, можно отметить несколько позиций, которые он включает.
Брендбук интернет-провайдера Good Line для разработки корпоративной фирменной продукции:

Полноценное обучение

Гайдлайн поучает и демонстрирует. В него входит подробное описание ценностей корпорации, архитектуры, логики строения и позиционирования стиля. Он подробно описывает, почему действуют принятые стандарты.
Брендбук способствует:
  • продвижению товаров, услуг и продуктов компании;
  • грамотному консультированию потребителей;
  • формирует у коллектива единый корпоративный дух;
  • объясняет, как презентовать целостность бренда целевой аудитории.
В этом ключе гайдлайн выступает, как энциклопедия корпорации, его учебник. Ведь туда входят все работающие элементы и инструменты айдентики.
Так выглядит гайдлайн группы компаний «Фермерские истории»:

Представление о корпоративном стиле

Гайдлайн включает и отдельные положения по разработке рекламы, полиграфической продукции. Детально описывает, что учитывать и на что акцентировать внимание при работе над проектами. Это помогает не отступать от принятого бренда при необходимости проведения рекламной кампании и мероприятий.
Полиграфия для корпорации «Аскон»:

Помогает в работе

Использование брендбука ускоряет процесс разработки нового продукта (товара, упаковки, печатных материалов, сайта и т.п.). Опираясь на данные гайдлайна, дизайнерские макеты подготавливаются быстрее, что экономит время и финансовые расходы заказчика.
Разработка упаковочной продукции для фирмы Pop Chicken:

Инструкции в брендбуке

Каждый brandbook содержит детально расписанные четкие инструкции для каждого элемента. Документ включает и рассказывает, что можно использовать, какой элемент айдентики применять запрещается. Инструкции составляются, чтобы любая часть бренда смотрелась эффективной и была узнаваемой у потребителя.
Единый фирменный стиль, выдержанный по гайдлайну мебельной фирмы «Ависта»:
Например:
  1. Для логотипа. Прописываются допустимые и запрещенные действия (изменение пропорций, объем линий). Описывается длина «охранного поля» (расстояние между логотипом и элементами дизайна). Документ включает и требования по цветовому фону лого.
  2. Для шрифта. Инструкция указывает, какую гарнитуру можно использовать, допустимые шрифтовые сочетания. Какой шрифт разрешается применять для подзаголовков, заголовков и основного текста.
  3. Для цвета. В гайдлайн входит подробное описание принятого фирменного цвета. Они могут разделяться на дополнительные и основные цветовые палитры, допустимые градиенты. Документ содержит и подробные рекомендации по использованию и сочетанию.

Как разрабатывают брендбуки?

Для создания полноценного гайдлайна привлекается бригада специалистов, куда входят мастера разных профилей.
Брендбук для компании «Ренна»:
Разработка брендбука происходит в пять этапов:
  1. Аудит, исследование бизнеса и торгового направления клиента. Прорабатываются тренды, целевая аудитория.
  2. Формируется предварительная платформа (брендинг или позиционирование). В нее входит основная стратегия с описанием структуры коммуникативного стиля.
  3. На базе платформы создается единая стройная концепция визуала (фирменная стилистика).
  4. Включаются правила использования бренда на различных носителях.
  5. После согласования концепции, создания (верстки и печати) документа, он распространяется между сотрудниками и передается подрядчикам.
Гайдлайн для компании «Полимагнит»:
При необходимости ребрендинга компании, гайдлайн создается заново, для рестайлинга или редизайна задействуется уже существующая концепция.

Этапы создания гайдлайна

Вначале следует оценить необходимость создания брендбука. Разработка инструкции целесообразна только для крупных корпораций и развитых организаций. Формирование гайдлайна происходит поэтапно, разработчики кропотливо и детально прорабатывают каждый пункт создания важнейшего для компании документа.

Этап 1. Знакомство с заказчиком

Подробно заполняется бриф заказа. Клиент должен четко описать, что требуется стандартизировать, предоставить полную информацию об организации, указать особенности ЦА. Этот этап включает обсуждение пожеланий, требований заказчика. Информация систематизируется, прорабатывается структура документа. Одновременно оформляются и официальные договорные отношения заказчик-исполнитель.

Этап 2. Разработка фирменного стиля

Концепция создается на основе анализа целевой аудитории, изучения рыночной активности компании, ее конкурентов. Клиенту предоставляется на рассмотрение несколько пробных вариантов оформления гайдлайна. После одобрения разработчики приступают к созданию логотипа.

Этап 3. Финальная презентация

Подготовленный brandbook отсылается клиенту в электронном виде для окончательного согласования и внесения возможных поправок, корректировок. На этом этапе возможно включение в документ и дополнительных элементов (которые не входили в полученный бриф). После окончательного утверждения проекта, макет отправляется на верстку и проходит предпечатное оформление.

Этап 4. Передача готового гайдлайна клиенту

Процедура формирования брендбука завершена. Готовый документ передается заказчику в электронном либо сразу печатном виде. Также заказчик получает и все исходные материалы, которые включаются в дополнительную документацию.


Разновидности брендбука

Не каждой компании требуется создание и разработка массового глобального документа по использованию фирменного стиля. Поэтому существуют определенные базовые разновидности гайдлайна, различающиеся объемностью и прорабатываемыми материалами.

Компании выбирают себе брендбук с учетом целей, задач, особенностей целевой аудитории и выделенного бюджета.
Мы выделим следующие распространенных виды книг гайдлайнов:
Лого бук. Идеален для небольших фирм. В него входит инструкция по пользованию брендом, логотипом и набор корпоративных цветов, вариантов применения палитры.
Классический. Создается под задачи организации. Включает рекомендации взаимодействия с ЦА, целей и специфики бренда, стандартов.
Комплексный. Наиболее масштабный бук. Его применяют крупные и развитые компании. В него входят все рекомендации по применению фирменного стиля, в том числе инструкции для рекламных съемок, созданию упаковочного материала, корпоративной литературы, тренингов. В этом документе затрагивается и описание внешнего вида штатных сотрудников, принятый офисный стиль и даже манера разговора.
Один из лого буков для фирмы Abacus:

Принимаясь за создание брендбука для фирмы, помните, что этот документ должен учитывать и полностью отражать уникализированность бренда и миссию организации. Здесь не играет роль личные вкусовые пристрастия заказчика, не учитываются и мировые тенденции. Помните, что гайдлайн, «сердце корпорации» будет служить долгие десятилетия.


Поделиться статьей:
Может быть интересно