обучение

Основные понятия и определения дизайна

Дизайн — обширное определение, включающее в себя художественное проектирование товаров (предметов), создаваемых в промышленности. С помощью дизайнерских наработок продукции придается завершенный, эстетически приятный смысл (художественное конструирование). Дизайнеры участвуют в разрешении социальных проблем, затрагивающих жизнь обывателя.
Определение дизайна пришло из Британии. Это слово английского происхождения и обозначает оно «конструировать, проектировать».

Что означает «дизайн с ориентацией на человека»?

Рассуждая о том, что такое дизайн, нельзя не вспомнить его главную цель: ориентация на человека. То есть, использование тех продуктов и подхода, которые упрощают использование продукции и делают товары привлекательными для пользователя.
Такой подход базируется на следующем:
  • наблюдение за проблемой
  • «мозговой штурм»
  • концептуализация работы
  • разработка проекта
  • реализация замысла
Это направление практикуют отрасли и сферы промышленности, производящие системные продукты с привлечением не только теории, но и практики. Главная цель дизайна, ориентированного на человека — полное удовлетворение стратегических, технологических и личностных потребностей путем создания инновационного решения.

Дизайн: история создания

История этого направления тесно связана с эпохами промышленного развития в мире. Даже первые наши предки из первобытнообщинного строя, при создании примитивного инструмента, учитывали эстетическую и функциональную составляющую.
Понятие «дизайн» впервые возникло в Италии XVI в. и быстро распространилось по европейским странам.
Вначале в это определение (disegno intero) вкладывали другой смысл. Термин обозначал «первая идея (набросок)», которая возникли в голове у творца и была воплощена им в действительность. Говоря о дизайнерском развитии, можно выделить следующие периоды.

Середина XVIII-XIX вв. 

  • Происходит бурное развитие промышленности, рост конкуренции. Это требовало разработку новых способов создания продукции. Коммерсанты стали больше времени уделять новаторским методам для проектирования образцов, стремясь выделиться среди конкурентов и привлечь больше потребителей.

Конец XIX в. – начало XX в.

В Британии сформировалось новое арт-движение «Искусство в ремеслах». Идейными вдохновителями организации стали Вильям Моррисон и Джон Раскин. Последователи движения пропагандировали против индустриальной обезличенности и предлагали обновленные разработки товаров, где важной составляющей была их художественная ценность и искусство эстетики. В истории появились первые принципы дизайна, сформировалась его теория.

Начало XX в.

В штате корпораций и компаний появилась новая единица: «художник». Специалисты помогали владельцам бизнеса формировать стиль и участвовали в создании концепций продукции.

Первая половина XX в.

Открывались школы, в которых преподавали основы дизайнерского мастерства. Учебные заведения существовали в советской России (ВХУТЕМАС в Москве) и в Германии (Bauhaus в Веймаре). Рынок труда стал пополняться дипломированными дизайнерами, которые работали в различных областях промышленности. Тогда же в развитых капстранах возникла еще одна штатная единица: «дизайнер». Резко возрос спрос на профессионалов в области дизайна, который не падает и сейчас

Послевоенное время XX в. 

Необходимость промышленного дизайнерского направления становится очевидной. Востребованность мастеров-дизайнеров возрастает и в государствах социализма. ВУЗы и техникумы включают в список образовательной программы дизайнерские умения в виде «проектно-художественное умение». Издаются фундаментальные труды, разрабатывается курс теории, появляется множество объединений дизайн-художников.

Современность 

В современное время к этому определению относится любое промышленное изделие. Дизайнеры привлечены ко всем этапам процесса создания нового товара: от понятия болей заказчика, формирования тест-проекта до маркетингового исследования внедрения нового товара на рынке.

Разновидности дизайна

Дизайн — это масштабное определение, включающее большое количество вариантов. Деятельность, акцентированная на разработке и создании нового продукта, учитывает потребности и желания конечного потребителя, предоставляя им комфортный в управлении и использовании продукт.

Говоря о видах дизайна, можно выделить следующие его распространенные направления:

  1. Мебельный. Включает деятельность, связанную с разработкой мебельных гарнитуров и отдельных предметов для административных, офисных, промышленных и жилых помещений.
  2. Транспортный. Применяется для проектирования надежного транспорта (автомашины, мотоциклы, самолеты, корабли, шхуны, поезда и пр.).
  3. Арт-дизайн. Мастера этой области помогают гармонично объединять предметы искусства и окружающую обстановку. Идет работа с мебелью, визуальным интерьером и культурой.
  4. Ландшафтный. Понятие базируется на комплексных мероприятиях, в задачи которых входит облагораживание придомовой (городской) территории. Ландшафтные дизайнеры в работе учитывают культурные, экологические и архитектурные аспекты.
  5. Книжный. Особенность оформления периодических и книжных изданий (редактирование основного текста, разработка обложки, иллюстраций, типографский набор и пр.).
  6. Веб. Дизайнеры, работающие в этом направлении, создают и проектируют комфортные для потребителей мобильные приложения и интерфейс сайтов.
  7. Дизайн обуви, одежды и аксессуаров. Специалисты модной индустрии разрабатывают новые коллекции брендовой одежды. В определение входят и культурные традиции, востребованные тенденции. Мастера работают как для подиумной одежды для показов, так и для наборов, рассчитанных на массового потребителя.
  8. Архитектурный. Состоит их создания графического проекта «под ключ» для строительства зданий, промышленных объектов, фабрик, эстакад с учетом работающих нормативов и стандартов.
  9. Футуродизайн. Применяется для создания новаторских идей и проектов для их последующего внедрения в промышленность будущего.
  10. Световой. Специалисты-креативщики работают над созданием инновационных идей светооформления выставок, музеев, фестивалей, городских инсталляций и площадей для гуляний, проведения праздников.
  11. Игровой. Используется для проектирования уникализированного геймплея (набор действий для игроков, уровней сложности прохождения туров, условий для выигрыша или поражения и т.п.).
  12. Интерьерный. Применяется для создания новой внутренней среды, благоприятной и комфортной для жизни и работы.
  13. Звуковой. Базируется на особенностях использования звукошумовых эксклюзивных эффектов. Design особенно востребован в шоу-бизнесе, телевидении, в кинопроизводстве.
Дизайн современных направлений, сложно отнести к однообразной, скучной и рутинной работе. Это творческий мир, главной задачей которого становится создание и воплощение в жизнь лучших новаторских идей, призванных для повышения комфорта, удобства и безопасности людей. Это определение затрагивает все аспекты жизни человека и является одной из востребованных профессий настоящего и будущего.
Поделиться статьей:
Может быть интересно