Что такое типографика в графическом дизайне и вебе?

Типографика — базовая основа для работы веб-дизайнеров, включающая в себя шрифты. Для многих мастеров эта область становится проблемной и «западающей». Но не пугайтесь, мы поможем заполнить пробелы и расскажем в этой статье, что такое типографика и как ее использовать.
Без грамотно продуманного текста сайт не спасает даже яркая картинка. Типографика делает визуализацию ресурса привлекательной и выгодной.

Основы типографического искусства

Типографика относится к сфере графического веб-дизайна, она призвана, чтобы разрешить задачу мастера по вопросу подбора подходящего шрифта для проекта.  Это наука, работать с которой приходится по аналогии «чистого листа».
Многие дизайнеры уделяют больше внимания яркой визуализации, выбору видеоматериала, привлекательных для пользователя иллюстраций и картинок и забывают о важности шрифта для верстки, которую закладывают основы типографики.
Давайте, познакомимся с некоторыми ее правилами:
  1. Не увлекайтесь. Не стоит использовать множество шрифтов в веб-дизайне, даже если они отличаются привлекательностью. Вы сделаете сайт ляпистым и примитивным.
  2. Читабельность! Если стоит выбор между удобством для пользователя и оригинальностью, выбирайте первое. Ведь вы делаете ресурс для людей, которые должны не просто прийти на сайт, но и остаться там.
  3. Выделяйте главное. Грамотное использование типографики сразу акцентирует внимание пользователя на главной цели, основных элементах проекта. Если шрифт вступает с дисгармонию между направлением ресурса — это ошибка, требующая немедленного исправления.
  4. Приоритет отдавайте тексту. Помните, что типографика важнее, чем красочное наполнение. Ресурс — это, прежде всего текст, а не яркие картинки.
  5. Учитывайте соотношение между контентом и рекламными блоками. В идеале делите предварительно страницы ресурса на пропорции: реклама/текст в соотношении 5/3 или 3/2.
Если нужно проверить сайт на читабельность и естественность, дайте его посмотреть стороннему человеку. «Незамыленным» взглядом легко определить, удобен ли ресурс, как воспринимается типографика сайта.

Особенности шрифтов

Говоря простым языком, шрифт для графической типографики — это набор символов, которые подбираются в коллекции согласно единой стилистике:
  • по размеру букв
  • толщине
  • наклону
  • промежутку

Как классифицируются шрифты?

Разновидностей шрифтов в типографике много. Они делятся на группы, подгруппы. Выделяют следующие категории:
  1. San-Serif («Гротеск»), простой шрифт без дизайнерских засечек.
  2. Serif fonts («Антиква»), обладают засечками.
  3. Акцидентные варианты (декоративная группа). Преимуществом становится яркость выделения и привлекательность для веб-дизайна. Но учитывайте, что они сложнее по восприятию и читабельности. Их лучше применять для выделения одного слова (фразы) или использовать в логотипах.
  4. Handwritting (рукописные). Оригинальные разработки для основы ресурса. Но также не стоит слишком обильно их употреблять, применяя для отдельных выделений или лого.
  5. Моноширинная группа. Отличием становится одинаковость букв с измерением по горизонтали.
  6. Символьные. Имеются в разных подгруппах (Icomoon, Stroke, Fontawesome) в виде оригинальных иконок.
Выбор подходящей группы шрифта будет зависеть от особенности ресурса. Учитывается направление сайта, для чего создается контент (реклама, информация, техническое описание и пр.).

Зачем нужна гарнитура?

Группа шрифтов, различающихся по стилистике (габаритам, типу), но обладающих исключительным, единым стилевым решением называется «гарнитурой». Обычно основа гарнитуры состоит из определенного набора знаков.

Не путайте понятие «гарнитура» и «шрифт»:
  • гарнитура: объединение нескольких групп шрифта для веб-дизайна;
  • шрифт: вариант начертания отдельных знаков.

Выбираем подходящий размер

Типографика имеет длинную историю и подчиняется собственной моде. Во времена, когда она только формировалась, дизайнеры пользовались необычными по структуре и форме шрифтами. В тот период модным считалась вычурность, которая со временем пришла к гармоничной классике — читабельным с простым по виду шрифтом.

Расскажем о некоторых правилах удобной и современной для пользователя типографике:
  1. Использовать 2-3 вида шрифта для design. Чрезмерное увлечение ими показывает непрофессионализм дизайнера. Для заполнения сайта используйте шрифты, которые схожи между собой по визуалу и гармонично объединяются. Например, удачным выбором становится варианты Verdana и Georgia с одинаковой шириной символов. А вот Impact и Baskerville — яркий пример неудачного сочетания, эти шрифты не одинаковы по ширине.
  2. Применять стандартные варианты шрифтов для основы ресурса. Пользователям лучше «заходит» привычная классика. Это true-шрифты, куда входят системные варианты Calibri и Arial. Осторожно и внимательно используйте нестандартные рукописные шрифты (например, старославянские и готические).
  3. Делайте буквы читабельными. В типографике есть варианты шрифтов, в которых можно перепутать отдельные буквы. Для пользователя сложным становится слишком маленькие буквенные расстояния. Не используйте шрифты, которые плохо воспринимаются для чтения!
  4. Помните, что пользователь может заходить на сайт с разных устройств (ПК, телефона, планшета). Поэтому применяйте адаптивные варианты для веб-дизайна, которые читаются независимо от размера экрана.

Не применяйте чрезмерно маленьких шрифтов, чтобы пользователю не приходилось изменять их и тратить время на увеличение.

Правила сочетания

Использование только одного шрифта в современном контенте уже не считается трендом. Не забывайте выделять и подчеркивать важные текстовые блоки. Но старайтесь избегать в основе designing таких цветов, как красный и зеленый, помните, что в ЦА могут находиться люди с дальтонизмом.

При разработке визуала контента учитывайте и следующие правила:

  • используйте эмодзи и пиктограммы для веб-дизайна, но там, где это уместно для повышения динамики восприятия текста;
  • форматируйте и разделяйте текст на абзацы для удобства восприятия (идеальным считается абзац из 3-5 предложений);
  • используйте выделения (курсив, подчеркивание, жирным, полужирным), эффект перечеркивания работает если фразе нужно придать оттенок иронии;
  • не используйте капслок, большие буквы воспринимаются пользователями, как повышение голоса, истерия, ругательство;
  • не делайте предложения слишком длинными, оптимальное для восприятия количество букв (символов) на одну строку 50-60 для текста ПК и 30-40 символов для мобильных устройств;
  • отслеживайте длину межстрочного интервала в основе (лучше делать увеличенным), придерживайтесь правила, что размер интервала больше на 30% высоты букв.

Где брать коллекции шрифтов?

К каждому рабочему проекту для веб-дизайна следует подходить индивидуально. Подбирайте графические шрифты с учетом тематики основы ресурса (женская/мужская/детская аудитория, фэнтезийное искусство, художественная литература, книги и т.п.).

Только после того, как вы сформируете представление по направленности ресурса, можно приступать к выбору типографического шрифта. Ну а дополнять коллекции шрифтов для web можно различными способами, используя как платные, так и бесплатные ресурсы.


Заключение

Типографика — это важнейшая часть основы современного текстового оформления сайта. Умея разбираться в этой сфере графического веб-дизайна, грамотно подбирая гарнитуру и отдельные шрифты, вы сможете выгодно и эффективно подать контент, сделав его приятным и полезным для пользователя. А при наличии опыта в typography, вы можете создавать и собственные авторские шрифты в едином стиле, неплохо заработав на таком умении.

Успеха в начинании!
Поделиться статьей:
Может быть интересно