Что такое UX/UI-дизайн

UX/UI-дизайн представляет собой проектирование пользовательских интерфейсов для повышения их удобства и легкости использования. Главная цель разработчика — уметь «продавать» услугу (товар) через интерфейс. Потребитель и будет принимать решение «брать-не-брать» на основе представленного UX/UI-дизайна.

Что означает UX/UI?

Расскажем, что такое UX (или User-Experience). UX — это «пользовательский опыт». То есть те средства, которые использует пользователь для взаимодействий с ресурсом.
UX-дизайнер работает над созданием:
  • навигации;
  • меню;
  • функциональности;
  • коммуникации (опции, окна диалогов, поисковая строка и т.п.).
От качества разработанного UX зависит удобство использования ресурса и оперативность получения данных для пользователя.
Расскажем, что такое UI (или User-Interface). UI — это «пользовательский интерфейс». UI отвечает за визуал ресурса, его оформление. Это шрифты, кнопки, опционные клавиши, иконки.
Современный дизайн тесно взаимосвязывает эти два направления. Дизайнер, работающий над UI и UX, называется UX/UI-дизайнер. Разработка ресурса ведется от создания предварительного проекта до финишного тестирования прототипа.

Но для некоторых проектов данные направления могут иметь неодинаковый акцент, например:

  1. UX становится важнее при создании дашбордов, систем CRM, внутренних интерфейсов. Там, где главным становится удобство размещения данных, а визуал уходит на второй план.
  2. UI главенствует при проектировании торговых площадок для продвижения и рекламы премиум-продукции. Для таких ресурсов главным становится предоставление максимального удобства для пользователя.

Как создается проект по принципам UX/UI-дизайна?

Мастер гибко и грамотно планирует действия, подбирая для решения каждого этапа оптимальный набор инструментов и способов. Работа над очередным проектом начинается с UX. Продумывается маршрутизация, чтобы пользователь не испытал в будущем трудности при взаимодействии с ресурсом.
Даже малейшие недоработки в UI и UX испортят впечатление от сайта и не принесут ожидаемого результата по трафику и будущей выгоде.

1 ступень: сбор необходимой информации

Для детального изучения предстоящей работы UX/UI-дизайнер применяет разнообразные методики исследования конъюнктуры:
  • интервьюирование пользователей;
  • изучение действующих конкурентов;
  • анализ проблем ЦА и самого продукта.
Большую часть информации мастер получает от заказчика. Этот этап включает встречи созвоны, обсуждение новых деталей, уточнение рабочей задачи и пр.
При сборе информации дизайнер также анализирует алгоритм рабочей задачи, используя различные методики:
  1. User Flow (или «пошаговый сценарий»), необходим, чтобы визуально рассмотреть и понять действия пользователя: от создания личного кабинета до процесса оформления товара и оплаты.
  2. CJM (или «карта опыта») для понимания, с какими возможными трудностями может столкнуться пользователь.
Прежде, чем перейти на другую ступень, дизайнер интерфейсов также формирует метрики. Они станут использоваться для поминания эффективности будущего проекта.

2 ступень: изучение и анализ конкурентов

При отработке этой ступени UX/UI-дизайнер изучает особенности конкурентов, используя список, составленный заказчиком. При необходимости мастер самостоятельно отрабатывает схему, подбирая и анализируя другие компании-конкуренты.
Главной целью становится:
  • определение сильных-слабых сторон конкурирующих организаций;
  • понимание, чем рекламируемый товар отличается от аналогичных;
  • продумать концепция, как выгодно и ярко подчеркнуть преимущества продвигаемой продукции на сайте.
Одновременно прорабатывается и ЦА (целевая аудитория) для понимания ее особенностей. Становится ясным приоритетность триггеров: стоимость, полезность, доступность и т.п.

3 ступень: формирование структуры ресурса

UX/UI-дизайнер прорабатывает карту путей пользователя, прописывая в CJM все возможные сценарии использования ресурса пользователем. При этом предусматривается не только конечная цель — совершение покупки и оплата, но и удобное взаимодействие с прочими онлайн-страницами сайта.
При формировании CJM:
  1. Формируются главные задачи ресурса.
  2. Прорабатывается понятная пользовательская карта.
  3. Учитываются источники, которые привели потребителя на сайт.

Учитываются источники, которые привели потребителя на сайт.

Карта обычно создается в формате Excel-таблицы. Мастер может использовать другие программы и онлайн-конструкторы: Miro, XMind или Canvanizer. На базе сформированной карты пользователя уже можно и набросать предварительную структуру самого веб-ресурса: что именно будет располагаться на главной странице, где лучше расположить меню и элементы взаимодействия.

4 ступень: проработка структуры ресурса (создание прототипа)

Под «прототипом» подразумевается скелетная структура ресурса с блоками. В этой схеме отмечается, какой контент и где он будет расположен, какие элементы использоваться и выводиться на экран. UX/UI-дизайнер продумывает и логичность взаимодействия между отдельными опциями сайта.
На этапе прототипирования формируется функционал будущего ресурса.
UX/UI-дизайнер при разработке «скелета» сайта применяет всю ранее полученную информацию, учитывая:
  • поведенческие особенности ЦА;
  • сценарии взаимодействия пользователя с ресурсом;
  • «фишки» и ноу-хау конкурентов.
Для отрисовки прототипа используется специализированный онлайн-сервис Figma. Программа помогает мастеру увидеть допущенные ошибки и своевременно исправить их, а также в реальности протестировать работу ресурса (Figma позволяет делать рабочие макеты кликабельными).

5 ступень: подготовка текстового наполнения (контента)

Какие именно тексты понадобятся для будущего ресурса, UX/UI-дизайнер видит еще на этапе прототипирования. Он определяет, нужны ли иллюстрации, схемы, инфографика, видео- или аудиоматериалы. Определяет размер текстовых включений и иллюстраций.
Работа с контентом происходит с непосредственным участием заказчика. С клиентом обсуждается стиль текстов, их структура. Дизайнер рекомендует оптимально подходящую цветовую палитру, шрифт, стилистику текстов. При работе с контентом составляется полноценное ТЗ, где прописываются особенности создания и размещения текстового материала.

6 ступень: проработка UI

Начинается формирование визуала ресурса, внешней оболочки сайта. В задачи UX/UI-специалиста на данном этапе входит следующее:
  1. Формирование комплекта базовых элементов для сайта. Это иконки, поисковые строки, кнопки ввода и пр. При проектировании крупных масштабных онлайн-ресурсов базовые элементы объединяются в UI KIT, с которым впоследствии работают и другие специалисты.
  2. Подбор и создание фирменной стилистики (шрифты и цветовая палитра). Могут использоваться как уже принятые корпорациями стиль, так и разработанный дизайнером.
  3. Визуализация взаимодействия пользователя с интерфейсом. Сюда включается использование дополнительной анимации и эффектов. Например, увеличение баннера при клике, включение анимированных персонажей и пр.
Профессиональный UX/UI-дизайнер учитывает действующие графические тренды, но использует их с умом. Ведь главная цель — достижение максимального комфорта для ЦА на фоне специфики разрабатываемого ресурса.

7 ступень: проверка сайта (тестирование)

Перед подготовкой ресурса для его переноса на рабочий домен, сайт необходимо проверить, чтобы убедиться, что он удобный и простой в использовании. Обычно для тестирования привлекается группа пользователей, входящая по признакам в ЦА. После окончания от фокус-группы собираются отзывы, на основе которых специалист вносит при необходимости правки.
Проверка сайта может осуществляться двумя методами:
  1. Представители фокус-группы проводят на ресурсе определенные запланированные действия. Затем заполняют опросный лист, где описывают замечания.
  2. Тестирование проводится с помощью специализированной программы. Для фокус-группы подготавливаются такие же задачи, но их реакция наблюдается по поведению людей. Программа отмечает, на что именно реагируют пользователи, где сталкиваются с трудностями, а где взаимодействие проходит идеально.
Такой анализ рекомендуется проводить не только перед запуском ресурса, но и тестировать его периодически. Это помогает контролировать изменения конверсии, определять популярность страниц, выявлять возникающие трудности и оперативно их исправлять.

Востребованность UX/UI-дизайнера

UX/UI является самым перспективной отраслью современного дизайна. Мастера по созданию интерфейсов всегда востребованы и могут выбирать из большого количества вакансий. Учитывая, что Uix-дизайн — направление молодое, то и сильной конкуренции здесь еще не встретить. Это перспективная, хорошо оплачиваемая специализация.

Что необходимо знать?

Одновременно с теорией современного веб-дизайна, будущему UX/UI-специалисту необходимо освоить и следующее:
  1. Графические программы и редакторы. Это Adobe Photoshop, After Effects, Photoshop Lightroom, Figma.
  2. Основы маркетинга. Специалист должен уметь формировать портрет ЦА, делать привлекательные для заказчика бизнес-предложения, проводить анализ конкурентов и т.п.
  3. Аналитические умения. Также следует знать методологии современного анализа, уметь составлять пользовательскую карту.
  4. Верстка. При работе над проектом мастеру придется тесно взаимодействовать с верстальщиком, который будет работать с макетом онлайн-ресурса. Чтобы лучше понимать его, необходимо знать принципы верстки.

Большое значение играет для будущего UX/UI-специалиста и умение понимать психологию людей, использовать их сильные и слабые стороны. Требуется и насмотренность, чтобы быть в курсе всех тенденций и новых течений, уметь успешно применять визуальные тренды в своей работе.


Где научиться UX/UI-дизайну?

Проще всего освоить новую специализацию Uiux тем, кто умеет работать с графикой и веб-дизайном. Ведь в работе используются идентичные рабочие программы. Получить знания и опыт можно и самостоятельно, изучая онлайн-курсы, посещая вебинары, контактируя с опытными мастерами.
По специализации UX/UI-дизайну разработано много курсов, как бесплатных, так и платных.
Для новичков лучше остановиться на оплачиваемых вариантах обучения, где гарантирует практическая помощь преподавателя, обмен опытом и общение с другими обучающимися. Если вы уже имеете опыт веб-дизайна, то можно повысить уровень своих знаний и на бесплатных курсах.

Рекомендованная литература

Ежегодно в помощь UX/UI-дизайнерам на рынок выходит новая литература, отличающаяся вариантами подачи материала, глубиной авторских знаний и наличием практических рекомендаций.
Мы рекомендуем к изучению и следующие книги, посвященные этой увлекательной тематике:
  • «Дизайн привычных всем вещей» от Дональда Нормана;
  • «UX-дизайн: руководство практика» от Кэролайн Чендлера и Расса Унгера;
  • «Научиться разговаривать в любой ситуации» от Тима Фиерона и Эммы Сарджент;
  • «О чем мыслят ваших 200 клиентов от года до 100 лет» от авторов студии Design Workout;
  • UI-Design: Principles от Михаила Филипюка;
  • Designs User-Interfaces от Майка и Дианы Малевич;
  • «Эмоциональный веб дизайн» от Аарона Уолтера;
  • Complete guide to become a Successful-Freelance UI и UX Designs Харшил Ачарья;
  • «Сначала мобильные!» от Люка Вроблевски;
  • Refactoring Uiux и Uix от Адама Уотана и Стива Шегера.
Пользу принесут пособия по психологии, логическому мышлению, социализации, статистике.

Где найти работу?

Обучающие курсы дают возможность сформировать собственное портфолио по UX/UI-дизайну. Это поможет быстро подыскать себе клиентов и начать работать. Исполнителей ждет множество вакансий на тематических сайтах, группах соцсетей, тематических специализированных ресурсах и биржах фриланса.

Удачи в начинаниях и успеха в творчестве!

Поделиться статьей:
Может быть интересно